Почему дети придумывают вымышленных друзей и что с этим делать - Serenity Kids
, автор: Кутман С.

Почему дети придумывают вымышленных друзей и что с этим делать

Воображаемые друзья помогают детям справляться с эмоциями и учиться общению. Узнайте, как поддержать ребенка и стоит ли волноваться.

Источник фото: freepik.com

Дети часто создают вымышленных друзей, и это совершенно нормально, особенно в дошкольном возрасте. Подобные воображаемые персонажи выполняют важные психологические функции, помогающие ребенку развиваться эмоционально и социально. Разберемся, почему это происходит, как реагировать родителям и когда стоит обратить внимание на взаимодействие с таким "другом".

Почему дети придумывают вымышленных друзей?

Среди основных причин создания воображаемых друзей — потребность в общении и эмоциональной поддержке. Дети могут чувствовать себя одиноко или не всегда находить понимание среди взрослых. Вымышленный друг дает им чувство комфорта и безопасности, возможность "поделиться" своими страхами и переживаниями. Такой персонаж также выполняет роль "компаньона" в тех ситуациях, где ребенок стесняется или чувствует себя неуверенно.

Кроме того, вымышленные друзья часто помогают детям справляться с эмоциями. Например, если ребенок испытывает чувство вины или страха, он может "переложить" эти эмоции на вымышленного друга и таким образом справиться с ними легче. В игровой форме такие ситуации проще осознать и прожить.

Вместе с тем, воображаемый друг служит способом развить фантазию и креативность. Дети тренируют свою способность придумывать новые образы, сюжеты, наделять воображаемого друга характеристиками, что помогает им лучше осваивать мир вокруг.

Как родителям реагировать на воображаемого друга ребенка?

Во-первых, важно понимать, что появление вымышленного друга — это здоровая часть развития. Вместо того чтобы пытаться разубедить ребенка или внушать, что этот "друг" нереален, лучше проявить интерес. Задайте вопросы: "Как зовут твоего друга?", "Чем вы сегодня занимались?" Это покажет ребенку, что вы уважаете его фантазию и принимаете его мир.

Во-вторых, психологи рекомендуют избегать пренебрежительных комментариев или насмешек. Такие реакции могут травмировать ребенка и заставить его чувствовать, что его переживания и мысли не имеют значения. Это может сказаться на доверии к родителям и привести к замкнутости.

Советы психологов по взаимодействию с вымышленным другом

  1. Поддерживайте, но не вовлекайтесь чрезмерно. Признавать существование воображаемого друга полезно, но важно не переходить границу, где сам родитель начинает активно вовлекаться в игру. Поддерживайте интерес, но оставайтесь наблюдателем.

  2. Используйте возможность для воспитания. Вымышленный друг — отличный инструмент для мягкого наставления. Например, если ребенок говорит, что его друг не хочет убирать игрушки, можно предложить помочь ему. Так, ребенок научится ответственности, перенимая поведенческие модели через игру.

  3. Помогите ребенку выразить эмоции. Если вы замечаете, что через воображаемого друга ребенок выражает негативные эмоции — страхи, злость, тревогу, попробуйте обсудить эти чувства. Мягко подводите ребенка к мысли, что "друг" может быть просто отражением его собственных переживаний.

  4. Поддержите креативное развитие. Развивайте фантазию ребенка через рассказы, книги и игры. Вымышленный друг — это не только способ "сбежать" от реальности, но и отличная тренировка для воображения. Например, можно предложить ребенку нарисовать своего друга, придумать для него историю.

Когда стоит обратить внимание?

Хотя вымышленные друзья — это часть нормального детского развития, есть ситуации, когда стоит присмотреться к поведению ребенка. Если, например, он становится изолированным и предпочитает играть только с воображаемым другом, избегая общения со сверстниками, это может быть сигналом для консультации с психологом. Важно также обратить внимание, если ребенок приписывает "другу" деструктивное поведение или боится его.

Чаще всего, вымышленные друзья исчезают сами собой, когда ребенок достигает школьного возраста, обретая реальные социальные связи и становясь увереннее. Вмешательство требуется только в исключительных случаях, когда фантазия начинает мешать реальной жизни ребенка.

Таким образом, вымышленные друзья — это естественная и полезная часть развития, помогающая детям справляться с эмоциями, развивать креативность и чувствовать себя защищенными. Поддерживая интерес к миру ребенка и уважая его фантазии, родители могут стать надежной опорой на этом этапе роста.

x