Когда поведение ребёнка – больше чем просто активность: как распознать СДВГ
Когда подвижность и забывчивость – больше, чем детские особенности? Эксперт Анастасия Короб объясняет, как выявить СДВГ и когда обращаться за помощью.
Воспитывать ребенка с СДВГ – непростая задача, и многие родители не сразу замечают важные признаки этого расстройства. О том, как распознать симптомы и чем можно помочь, мы поговорили с детским и подростковым психологом Анастасией Короб, специалистом по работе с СДВГ у детей и взрослых. Эксперт рассказала о том, какие признаки могут сигнализировать о синдроме дефицита внимания и гиперактивности и почему важно обратиться за помощью.
1. Неустойчивое внимание.
Дети с СДВГ испытывают серьёзные трудности с концентрацией внимания, особенно когда речь идёт о сложных и структурированных играх. «В тех же играх с правилами, например, в прятки, они часто могут нарушать правила: менять условия игры, саботировать действия других участников и не соблюдать установленные правила, — отмечает Анастасия Короб. — Когда их спрашивают о причинах, они не всегда осознают своё поведение и иногда чувствуют себя расстроенными». Из-за сложности запоминания и соблюдения правил такие дети могут испытывать неудобства и стресс при общении с другими детьми.
2. Крайние состояния гиперактивности или гиперфокусировки.
Гиперактивность детей с СДВГ часто проявляется в крайних состояниях: либо чрезмерная подвижность, либо неожиданная гиперфокусировка. «Иногда у них буквально меняется состояние: подвижность резко сменяется рассеянностью, а когда ребенок сосредоточен на чем-то одном, он может не реагировать на окружение», — поясняет Анастасия Короб. Однако концентрация может длиться недолго и неожиданно снова сменяется выбросом энергии, что делает поведение ребенка непредсказуемым для окружающих.
3. Забывчивость.
Сложности с памятью и забывчивость – еще один важный признак СДВГ. «Дети с СДВГ часто забывают свои вещи, не помнят о данных обещаниях или забывают важные моменты в учебе, – комментирует Анастасия Короб. – Им сложно удерживать в памяти множество предметов и задач одновременно». В школе это может приводить к проблемам с успеваемостью и частым потерям вещей, что также негативно влияет на их самооценку и отношения с уч
Почему СДВГ требует врачебной коррекции?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности может влиять на многие аспекты жизни ребёнка. Это не просто «состояние ребёнка, который не может усидеть на месте», а состояние, которое требует комплексного подхода к коррекции.
Образование и социальное взаимодействие. Проблемы с вниманием и контролем поведения затрудняют усвоение материала и социальное взаимодействие, что может снижать самооценку и приводить к изоляции от других детей.
Эмоциональное состояние. «Часто СДВГ сопровождается повышенной тревожностью и даже депрессией», — объясняет Анастасия Короб. Такое состояние требует поддержки, чтобы ребенок не замкнулся в себе.
Лечение и поддержка. Врачи могут рекомендовать поведенческую терапию, медикаментозное лечение и консультирование родителей. «Очень важно помочь ребёнку развить навыки управления своим поведением и эмоциями, чтобы он мог адаптироваться к разным жизненным ситуациям», — подчеркивает Анастасия Короб.
Важно помнить, что распознать симптомы СДВГ на ранних стадиях и вовремя обратиться за помощью — значит дать ребёнку шанс на более комфортную и полноценную жизнь.